Мурзик.Ру  
На главную
  In English
Новости
История
Деятельность
Отчеты
Команда
Партнеры
Друзья
СМИ о нас
Форум
Карта сайта
Поиск
Контакты
Благодарности
Как помочь
Мечты
Рубен Гальего

   
Государевы дети (27.12.2004)
Герман Пятов

примечание: по вопросам публикаций пишите на е-мейл Герман      Продано журналу "Индекс-досье на цензуру".

теперь это можно будет читать в журнале "Индекс"

Герман Пятов

ГОСУДАРЕВЫ ДЕТИ.

 

 

СКОЛЬКО?

Никто точно не знает. Одни говорят: «Мильён!!!!»

Другие говорят: «Неееет! Гораздо меньше!  Двести с чем-то тыщ! Никак ни мильён!»

А третьи говорят: «Да вы чё!!! Их никак не меньше 2-3 миллионов!!!»

В Докладе «О положении детей в Российской Федерации за 2003 год (вышел в 2004 году, само собой), в сумме говорится что-то о 760 000 сирот.  «Чистых» сирот никто не считает. «Чистые»-это те, у кого вообще родителей нет.  Наши сироты – «социальные». Специальный такой термин. В нашем (российском) случае это означает, что  у детей этих родители есть. Т.е. живые родители. А дети – сироты!!!  Как так? А очень просто. Родители спились.  Так вот, их  (социальных сирот)– где-то около 95% от этого числа. 

КАК РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ СИРОТОЙ?

Родители спились, перестали выполнять родительские функции. Ребенку  дома мягко говоря «неуютно». Уюта нет. Не хватает. Чтобы представить себе, попробуйте найти в своем районе алкоголика, не потерявшего еще свою жилпложадь (т.е. не ставшего бомжем), но спившегося до уровня бомжа.  И напроситесь к нему в гости. ОценИте уют. Кроме «неуюта» ребенку еще трудно выжить на такой диете. Пить он еще не научился, а еды в доме нет.  Что делает ребенок? Он идет на улицу. Там еда есть. Можно попросить у прохожих или соседей. На худой конец, можно обследовать м усорный бак. Не все же такие зажравшиеся, чтобы «подметать» все до последней крошки. Засохший хлеб, заплесневелый сыр, колбаска с «душком».  Неважно, что дети с явными признаками рахита. Имунный статус у них не ниже, чем у африканских детей.

Дальше  все зависит от того, кто первый обратит внимание на нетрадиционный способ детского питания. Если повезет, и машина правосудия будет запущена, то ребенок быстренько окажется в детском доме. В этом случае он не нахлебается всех «прелестей» жизни с родителями алкоголиками в полном объеме, и глядишь, девиаций у него будет поменьше.

Путь приблизительно такой: сердобольные соседи-родственники-друзья сообщают участковому. Тот передает   информацию по инстанции. Следующим звеном должен быть специалист по зашите прав детства (из местной префектуры или управы района). Тот должен произвести экспертизу и дать заключение об условиях жизни ребенка, после чего (в случае признания этих условий         несоответствующими) дело передается в суд. Понятно, что делаютсяч попытки как-то вразумить родителей, (если есть надежда на это).  Если все сразу и плохо, ребенок изымается из семьи и помещается в приют.

     Приют, в отличие от детского дома – место временного содержания  кандидата в социальные сироты.  Там он будет до тех пор, пока его судьба не будет решена. Или кто-то из родственников заберет, или родители образумятся (а это вряд ли, алкоголизм – это болезнь, и очень тяжелая, а у женщин – почти не излечимая, если же мать не страдает алкоголизмом, то    и говорить как правило не о чем).

     Суд  не всегда сразу принимает решение. Обычно дело затягивается на полгода, иногда год. В итоге, если суд принимает решение  о лишении родителей данного ребенка родительских прав, то  ребенок становится сиротой уже де-юре. В этом случае его передают из приюта вдетский дом, соответствующий его возрасту.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТЫ ОТ ОБЫЧНОГО?

Ну, тут много о чем можно говорить. Но нас (Мурзиков, ессно) интересуют практически значимые отличия. А практически значимые те отличия, в результате которых социальные сироты труднее социализируются. 

Ребенок, который  до поры до времени рос в благополучной семье, и потерял обоих родителей в результате несчастного случая (война, теракт, и пр.)  до момента своего сиротства во всяком случае видел нормальную семейную жизнь, нормальные взаимоотношения родителей, нормальный быт, и не имеет многочисленных психических травм.

Социальный же сирота до момента поступления в сиротское учреждение мог повидать столько, сколько себе не может представить взрослый человек.  Это и алкогольные и сексуальные оргии в пьяном угаре, и  скандалы, драки,  и даже убийства.  Нередки случаи, когда отец в алкогольном делирии убивает на глазах детей мать а потом убивает себя.

Понятно, что обилие негативного опыта сочетается у социального сироты иногда с полным  отсутствием обычного для всех бытового опыта, такого, как приготовление пищи, гигиенические процедуры, навыков общения, и многого другого. Отсутствует, или слабо развита «Я-концепция» (т.е. представление о собственной личности).  

   В результате обладания всеми перечисленными девиациями социальные сироты растут агрессивными,  неуравновешенными, склонными к вредным привычкам и  насилию . И крайне малоуспешными.

КАКОВА ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ? 

 По данным  прокуратур некторых из областей, процент «успешных» детей среди выпускников сиротских учреждений не превышает в среднем 10 %.  Да и само понятие «успешный» здесь имеет свои специфические рамки. Если ребенок не спился и не попал в тюрьму в течение 5 лет после окончания     детского дома, то он уже «успешный». Все ведь относительно. Остальные 90% распределяются примерно так: 40%  спиваются, 40% попадают в места лишения свободы, и10% суицид или криминальная смерть.  Если сопоставить эти цифры с масштабом явления ( миллион или нет, но в докладе есть цифра, которая говорит, что каждый год выявляется до 130 000 детей сирот. Если мы грубо помножим на возраст 18-летия, (после которого ребенок считается «взрослым»), то можно очень приблизительно получить цифру, превышающую 2 миллиона).  Как вы понимаете, все эти дети тяжелым бременем лежат на нас с вами, ибо их приходится не только содержать до совершеннолетия, но и  пожинать плоды их дальнейшей люмпенизации.  Мало того, эти дети благополучно  ВОСПРОИЗВОДЯТ СЕБЕ ПОДОБНЫХ.  Ведь то, что они спиваются и попадают в колонии, вовсе не мешает им рожать детей. При чем делают они это более охотно, чем нормальные члены общества.  Таким образом, в дополнение к миллиону (или больше) сирот,  мы получаем еще столько же заключенных (в обозримом будущем), которые  будут  увеличивать свою популяцию. И нам придется не только их всех кормить но и бороться с преступностью.

ГОСУДАРСТВО и «ГОСУДАРЕВЫ ДЕТИ».

Вопреки бытующему (с подачи западных и прозападных фондов и организаций)  государственная система воспитания детей-сирот  очень неплохо справлялась с этим на протяжении не только десятилетий советской власти, но и столетий царской России. Я лично знаком с выпускником интерната (года этак 1956-го),  который в момент нашего знакомства (2003г.) был шеф-редактором газеты «Известия». По его сообщению, он не один такой успешный, из их класса 12 человек стало кандидатами наук. Если учесть, что это не московский элитный интернат, а где-то на Амуре, в каком-то рыбацком поселке, то можно сделать вывод, что все-таки при советсткой власти система работала. Я лично, занимаясь уже 6 лет проблемами детей-сирот (социальных сирот, естественно) знаю, сколь огромное значение имеет наличие или отсутствие ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ в учебном или воспитательном учреждении, а особенно в сиротстком. Реалии советской эпохи позволяли не только создавать но и поддерживать педагогическую систему в разного рода образовательных учреждениях.  С приходом в упадок советской власти пришла в упадок и система. Несмотря на произошедшие в 1991-2000 годах социальные катаклизмы в некоторых сиротских учреждениях система сохранилась. Понятно, что в таких случаях она зиждется исключительно на  воле директора и его команды. В приводимом мною примере это кадры старой закалки.

Детский дом-школа  г. Шуя Ивановской области существует почти 40 лет. Директор – Владимир Иванович Малафеев занимает должность директора более 25 лет.  Дети живут в спальном корпусе, который называется «общежитием». Тут расположены спальни и «игровые». Учебный процесс идет в школе, которая соединена с «общежитием» двумя  переходами. Между ними столовая и мастерские . В настоящее время около 150 детей в возрасте от 7 до 17 лет (с 1-го по 9-й класс). Все  строго по расписанию.  Только наш приезд (Мурзиков) может послужить причиной нарушений в расписании, да и то несущественных.  Благодаря такой регламентированной жизни у детей почти не остается времени на поиск приключений. Побегов из этого детдома крайне мало. Курят также очень немногие из старшеклассников, а употребление алкогольных напитков – вообще нонсенс.

Другой пример- пример  сиротского учреждения новейшей эпохи.  Детский дом №72 г. Рыбинска Ярославской области.  Директор – Нина Михайловна Корнюшкина. Судьба этого детского дома довольно типична для детских домов постсоветской эпохи, как судьба Рыбинска типична для судьбы многих индустриальных городов российской глубинки, работавших на ВПК СССР.   Рыбинск для районного центра Ярославской области – город довольно большой. Такому населению – 360 000 человек – может позавидовать и иной областной центр.  В иные времена он был закрытым городом. Градообразующее предприятие – завод «Рыбинские моторы». Сейчас – ОАО «Сатурн».  Кроме них еще несколько крупных предприятий также работали  на «оборонку». С 1991 года большинство из них «просело» с отменой госзаказа.  Денег у предприятий не стало, пошли увольнения. Тем, кого не уволили, зарплату не платили по несколько месяцев.

         А народ там привык жить иначе. «Рабочая аристократия» - помните из учебников марксизма-ленинизма?  Поселок Волжский (один из районов города), в котором расположены 3 из 6-ти Рыбинских детдомов, до гайдаровской реформы 1991 года был как бы «государством в государстве» в Рыбинске. Великолепный Дом Культуры, стадион, Дворец Спорта, Дом Торговли, Дом Связи, училища, школы, жилые дома по лучшим проектам.  Зарплаты рабочих не только позволяли рожать и воспитывать детей, но и давали возможность покупать мало кому доступные в советские времена автомобили и катера (рядом Рыбинское водохранилище, которое местный люд называет «морем»).   И вот все рухнуло в одночасье. Не каждый способен устоять.  Если в небольших райцентрах сельской местности народ выходил из положения, сажая картошку и капусту, то тут таких возможностей не было.  Безнадега подталкивала к тому, чтобы «залить»  горе водочкой, а там  уж чем придется. Тотальная безработица породила тотальный же алкоголизм. Дети оказались на помойке.

С 1991 года число детских домов в Рыбинске и число детей в них выросло в 6 раз.  Возможности специально строить детские дома в местном бюджете не нашли, поэтому решили использовать резко опустевшие детские сады. Те кто не спились перестали рожать.  Вот и результата: в поселке Волжский все три детских дома расположены в бывших детских садах. То, что помещения, предназначенные для детей от 3 до 7 лет, мало подходят для подростков – это еще полбеды. Вместе со зданиями на новые рельсы перешли и сотрудники. Воспитатели, которые получали образование и готовили себя к работе с дошколятами полной чашей хлебнули общения с беспризорниками и малолетними преступниками. Какая уж тут педагогическая система. Не до жиру – быть бы живу!

      Несмотря на это и директор, и воспитатели относятся к воспитанникам как к своим родным.   Нина Михайловна изо всех сил бьется, чтоб ее дети не нуждались ни в чем. К кому только можно было обратиться в Рыбинске – никого наверное не миновала. Все на благо детей. И действительно, ее усилия даром не прошли. Детский дом №72 – лучший в Рыбинске. Мы, Мурзики, тоже приложили к этому руку.  К сожалению, одной лишь материнской заботы и материального благополучия для социальных сирот недостаточно, чтобы сделать из них полноценных граждан.  Как мы уже говорили, они слишком дезадаптированы социально, слишком много девиаций в развитии, слишком сенрьезные последствия психических травм, полученных в детстве.  Именно поэтому я всегда скептически относился к воплям о том, что проблему сирот в России решат птронатные семьи! Нигде и никогда! Потому что к таким сиротам даже профессиональный психолог и дефектолог подходит с опаской. Не справляетеся!  Я знаю о чем говорю. Можете себе представить группу девочек возраста 12-13 лет. Ангелоподобная внешность, прозрачный, кристально чистый взгляд.  И вот эти девочки приносят в палату (дело было в летнем лагере) самогона и упиваются так, что в палату нельзя было войти, так там все было заблевано.  Что говорить про мальчиков?  Они просто живут по «понятиям». Цитирую: « мая мама миня радила када в лагере  срок тинула, так что я с децства па панятиям живу и косяков за мной ни водица!»

  Опять же, подчеркну: в Рыбинске служба соцзащиты работает очень даже хорошо. Налажено профтестирование детей, есть выбор куда пойти учиться после 9-го класса, тех, кто «тянет» на большее, оставляют в 10-11 класс, при детском доме, чтобы они могли попытаться поступить в институт.  

   В этом смысле, в смысле возможностей, если сравнивать с той же Шуей, то у Рыбинских с этим получше. Но!    К сожалению, они не в состоянии воспользоваться этими возможностями. Ибо – НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ. Собственно, поняв это, наша команда и перешла от банального развоза ботинок-кроссовок-носков-трусов-игрушек-конфет-книжек  к образовательным и адаптационным  программам.  А именно:

1. « Мурландская компьютерная грамотность».

2. «Мурладская психологическая адаптация».

3. «Мурландское жизненное пространство».

4. «Мурландский олимпийский резерв».

На долю материального обеспечения остались лишь:

«Клуб Мурландских босяков» (ботинки)

и «Мурландская помощь сиротам России».

Сказать что воспитанники Детского дома-школы города Шуя подготовлены к будущей жизни намного  лучше, чем рыбинские,  я не могу. Но! В силу того, что благодаря директору Владимиру Ивановичу Малафееву в этом детдоме есть педагогическая система,  эти дети все- таки не столь асоциально настроены. Они приучены к труду (это уже большой плюс, потому что в детдоме №72 Рыбинска дети получают деньги за то что моют полы в своем собственном  детском доме (как, а?).  Они привыкли к дисциплине, и уж во всяком случае, живут не по «понятиям». Одно плохо: некуда им податься после 9-гно класса. Выбор училищ в городе итак не велик, а тут еще ведь и общежитие нужно. Где сироте жить, учась в училище? Поэтому, можешь мечтать стать медсестрой, или поваром, а пойдешь в швеи мотористки или ткачихи. Там «общага» есть. 

                                       продолжение следует, не сумлевайтесь :)

Назад
 
 
Новости | История | Деятельность | Отчеты | Команда | Партнеры
Друзья | СМИ о нас | Форум | Карта сайта | Поиск | Контакты
Благодарности | Как помочь | Мечты | Рубен Гальего
Мурзик.Ру
  Copyright © 1999 – 2009 Герман Пятов